Малый бизнес – теоретически наиболее перспективный сектор экономики в провинции. Его рост и развитие – один из показателей эффективности деятельности муниципальных властей. Еще бы! Трудно ожидать, что крупные инвесторы повсеместно начнут строить заводы. А маленькие предприятия рядом с домом могут создавать сами жители, да еще и привлекать на работу земляков. Растут налоги, снижается безработица…
Куда пропали?
В 2011 году в России стартовал проект по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие мероприятия Росстат планирует проводить, как и перепись населения, раз в пять лет. Правда, в последний раз российский бизнес исследовали лишь в 2000 году. Теперь была получена информация о количестве предприятий, видах их деятельности. Вопросы, на которые должны были ответить предприниматели, включали такие показатели, как объем выручки, численность и средняя заработная плата сотрудников, инвестиции.
На фоне соседних сельскохозяйственных районов Щекинский кажется вполне привлекательным для развития малого бизнеса в самом широком спектре отраслей. На территории – несколько крупных предприятий, с которыми небольшие фирмы могли бы успешно сотрудничать на условиях кооперации. Плюс развитая инфраструктура и относительная близость крупнейшего потребителя всего и вся – столицы нашей Родины. Статистическое наблюдение показало следующую картину развития предпринимательства на территории муниципального образования: в 2011 году в районе работали 676 малых предприятий и 2215 ИП. Этот сектор экономики обеспечивал занятость 13 процентов населения. Правда, в ходе мониторинга выяснилось, что далеко не все официально зарегистрированные предприятия на самом деле работают и что-то производят или оказывают услуги. Так, реальны лишь 397 фирм. То же можно сказать и об индивидуалах – действующих оказалось только 1139.
– Сегодня в районе 814 малых предприятий, но это только статистические данные, которые не отражают действительного положения дел, – говорит начальник отдела предпринимательства и потребительского рынка администрации МО Константин Тимофеев. – С первых месяцев нынешнего года началось резкое сокращение малых предприятий и ЧП, работавших в сфере торговли.
Город угодил в «сети»
Малый бизнес в Щекинском районе, впрочем, как и везде, отличался значительным перекосом в сторону продажи продуктов питания и промтоваров. Эту сферу считали наиболее выгодной большинство предпринимателей – 67 процентов всех предприятий и ЧП обеспечивали щекинцев товарами, их общая годовая выручка превышала миллиард рублей.
Однако близкий к столице и областному центру, достаточно густонаселенный район давно уже стал привлекательной площадкой для крупных торговых сетей. «Магнит» и «Пятерочка» открыли супермаркеты в райцентре, поселке Первомайском и Советске.
– «Сетевики» пошли по наиболее простому пути, – продолжает Константин Тимофеев. – Им не понадобилось строить новые здания – приобретались или брались в аренду у собственников ранее существовавшие магазины, которые переоборудовались в соответствии с корпоративными требованиями. По закону разрешения местной администрации на открытие новых супермаркетов не требуется – только уведомительный порядок.
Из небольших магазинчиков «у дома» сохранились лишь те, что работают в сельской местности или расположены в непривлекательных для «сетевых» супермаркетов районах бараков и ветхих домов в Щекине. Не то чтобы у них здесь не нашлось покупателей, – просто нет подходящих площадей, а строить новые негде. Местные предприниматели остаются на городских рынках, которые теперь повсеместно поменяли статус на ярмарки.
– Чтобы оборудовать центральный рынок в соответствии с новыми требованиями – построить крытые павильоны, необходимо было выделить 300 миллионов рублей, – комментирует Константин Тимофеев. – Средств таких не нашлось, потому теперь он стал просто «Городской ярмаркой», так же как бывший «Гагаринский рынок» – «Ясенковской», а строительный переименовался в «Торговые ряды». В общей сложности они создают более тысячи организованных торговых мест.
В последние три года в Щекине начался бум строительства торговых центров. Как грибы после дождя выросли они на площади у автовокзала, в здании бывшего ресторана «Шахтер». В Северо-Западном микрорайоне соседствуют друг с другом сразу несколько крупных магазинов. Предприниматели-арендаторы открыли «бутики».
Успешный бизнес создали бывшие сотрудницы универсама «Восток», что у автовокзала. Дамы вовремя приватизировали родной магазин и теперь получают доходы от многочисленных арендаторов, которых весьма привлекает бойкое место, – покупатели не только щекинцы, но и приезжие.
Многие предприниматели предпочитают приобретать или арендовать квартиры. Специальным постановлением главы администрации их необходимо переводить из разряда жилых помещений в торговые. На улице Лукашина в Северо-Западном микрорайоне, кажется, не осталось уже ни одного помещения на первых этажах, где бы обнаружились жильцы. Для многих сдача квартир – прибыльный бизнес, причем часто хозяева и арендаторы не заботятся о том, чтобы официально поменять статус помещения. Сейчас в прокуратуре Щекина находится дело одной крупной брянской аптечной сети. Ее представители арендовали обычную квартиру и развернули там бизнес, переоборудовав помещения. В результате сноса стен старый жилой дом пошел трещинами – в надзорный орган сигнализировали встревоженные жильцы.
– Как только в район проникнут крупные промтоварные сети, нашим предпринимателям придется искать себе другое занятие, – прогнозирует Константин Тимофеев. – Впрочем, есть и положительная сторона – для населения откроются новые рабочие места.
Все – в сферу услуг
Те, кто делал ставку на легкое обогащение за счет торговли пивом, уже просчитались. Одна за другой закрываются в Щекине палатки.
– Большинство таких предпринимателей имели временные разрешения на торговлю, – поясняет начальник отдела предпринимательства и потребительского рынка. – Мы требовали, чтобы они приобретали тонары, в которых продавали свой товар. Земельные участки в аренду такие ЧП не брали. Сейчас они просто свернули торговлю.
Некоторые пошли на хитрость: начали торговать пирожками и переименовали себя в предприятия общественного питания, продолжая предлагать пиво.
– Кто-то в уведомительном порядке проинформировал об открытии нового бизнеса, но большинство даже этого сделать не потрудились, – продолжает Тимофеев. – Что ж, вполне понятно – штраф за такую деятельность составляет максимум пять тысяч рублей. Они готовы платить его хоть ежедневно.
Некоторые предприниматели успели диверсифицировать бизнес. Сегодня очень привлекательной сферой деятельности остается оказание услуг. Очень прибыльной стала торговля недвижимостью и землей. Одно за другим открываются риэлторские агентства. Хорошие доходы и у владельцев контор ритуальных услуг – здесь рынок прочно поделен между собственниками районных кладбищ. Несмотря на обилие парикмахерских и салонов красоты, в Щекине появляются все новые и новые. Количество, возможно, скоро перейдет и в качество.
…Еще до открытия у дверей салона «Ольга» часто собираются клиенты. Пожилым людям прекрасно известно: дешевле и качественнее, чем здесь, стрижку не сделать. Бывший педагог Наталья Корнилова вместе с дочерью Ольгой открыли свое дело, став участниками программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. В Центре занятости безработная Ольга получила 58 тысяч рублей, на эти средства женщины приобрели часть парикмахерских принадлежностей. Еще столько же им выделили, когда в салон приняли еще одну состоявшую на учете на бирже труда женщину – специалиста по маникюру. Сейчас парикмахерская процветает, хозяйки вполне довольны. Вообще, в прошлом году начать свой бизнес решили более 40 безработных щекинцев.
– Очень многие молодые люди хотели бы попробовать, – замечает Константин Тимофеев. – Мы рассказываем, как правильно составить бизнес-план, в какой сектор экономики лучше вложить силы и капитал. Но, конечно, 58 тысяч рублей – небольшие подъемные средства. Требуется дополнительный собственный капитал, который есть далеко не у каждого. Чаще всего возможностями, которые предоставляет Центр занятости, спешат воспользоваться селяне – приобретают кур, кроликов, свиней, элитные семена, развивая собственное подсобное хозяйство.
Те, кто производит
На территории Щекинского МО работают 20 сельских предпринима­те­лей-фер­меров. У них – свои проблемы. Большинство таких хозяйств выращивают картофель – у района хорошие показатели урожайности. Однако основные проблемы – отсутствие стабильных рынков сбыта и очень высокая конкуренция. Два начинающих агрария в прошлом году получили финансовую поддержку за счет региональных средств – гранты в размере более 800 тысяч рублей. Конечно, не обязательно делать ставку на картофель. Молодой сельский предприниматель Валентина Иванова рассказала, что с помощью гранта уже открыла свое дело – будет выращивать ягоды по современной технологии.
Конечно, местным властям выгодно привлекать предпринимателей, желающих начать строительство предприятий. Основной источник дохода бюджета – земельный налог и арендная плата, которую вносят хозяева бизнеса. За последние годы в Щекине закрылись молочный и шамотный заводы, «Кислотоупор» находится в состоянии банкротства. Однако производственной деятельностью занимаются лишь несколько малых предприятий, арендовавших помещения на территории бывшей «Сельхозтехники». Там изготавливают кетчуп и майонез, принимают металлолом, ремонтируют автобусы.
На столичных заказчиков работают фирмы – производители дверей, кровельных материалов и пластиковых окон. Внутренний рынок их пока мало интересует – жители района все еще недостаточно богаты, чтобы строить особняки. Несколько предприимчивых молодых людей освоили технологию изготовления знаменитых тульских пряников. На территории бывшей столовой строительного управления их выпекают и отправляют в Москву.
Одним из быстроразвивающихся по-прежнему остается «вьетнамский сектор» районной экономики. Сейчас здесь трудятся уже 20 швейных фабрик, собственники которых – выходцы из социалистической республики. Только в нынешнем году они пригласили на работу более тысячи соотечественников. Вьетнамские бизнесмены теперь решили не только одеть, но и обуть россиян: первое такое производство скоро откроется в Щекине.
Ку-ку и аромат сапог
Конечно, нам уже никуда без малого бизнеса, как и ему без нас. Однако всегда ли по-доброму складываются отношения потребителей и предпринимателей? Консультационный пункт Центра гигиены и эпидемиологии в Щекине не испытывает недостатка в посетителях.
– Приходят обманутые потребители, которым я разъясняю права, помогаю составить претензии или заявления в прокуратуру и Роспотребнадзор, – говорит руководитель пункта Татьяна Маковецкая.
Самыми пострадавшими в районе становятся покупатели мобильных телефонов и бытовой техники. Продавцы не спешат заменить некачественные товары: все усложняет тот факт, что магазины – представители крупных «сетей», руководство которых далеко. Местные менеджеры не берут на себя ответственность. Много проблем у граждан, решивших заказать мебель, еще больше – у тех, кто поставил некачественные пластиковые окна. Те и другие рискуют получить изделия низкого качества, собственники торговых точек не спешат отвечать на претензии, тем более – возвращать деньги. Выручает только вмешательство прокуратуры. Одежда и обувь тоже не всегда радуют своих владельцев.
– Недавно мне позвонила женщина, которая приобрела в одном из сетевых магазинов сапоги, – рассказывает Татьяна Маковецкая. – Когда пришла домой, чуть не задохнулась от резкого и очень стойкого «аромата». Но директор категорически отказалась заменить товар, заявив, что покупательница уже успела поносить обновку. Теперь предстоит независимая, естественно – платная, экспертиза.
Впрочем, и сами потребители иногда доводят предпринимателей до изнеможения. Хозяйка двух магазинчиков в Щекине продала мужчине часы «с кукушкой». Привередливый покупатель появился на следующий день и заявил, что не слышит «голоса птички». Часы заменили. Но потребитель не унимался – он вновь не слышал «ку-ку». Хозяйка уже ничего не хочет ему продавать, но не имеет права.