Чтобы вписать современное строение в старинный город, нужен сплав административного решения, финансирования, мастерства проектировщиков и квалификации строителей. Когда все это складывается в единую систему, получается результат. При этом важно, кто берет ответственность за формирование образа города и его характера.
Виктор Жежома, руководитель тульской архитектурной мастерской «Линия», член Союза архитекторов России, считает, что городу нужны здания, свободные от штампов и типовых проектов, вольные по духу, современные по стилю, сконструированные и построенные по новым технологиям. Необходимо вносить свежие идеи в исторические зоны, и здесь многое зависит от высокого искусства архитекторов и реставраторов. Это слова не просто профессионала, но и активного участника проекта по восстановлению исторического ядра областного центра. Представленный на IV Тульском экономическом форуме осенью 2011 года, он привлек всеобщее внимание. План предусматривает благоустройство территории, прилегающей к Тульскому кремлю, и набережной Упы – от Пролетарского моста до Зареченского, включая новый Музей оружия. Эта набережная станет составным элементом «зеленой» пешеходной эспланады, своеобразного туристического маршрута, проходящего вдоль кремля, мимо Музея самоваров, через Кремлевский сад к памятнику Мосину и далее – к памятнику Петру Первому и новому Музею оружия. Здесь разместятся места отдыха горожан, беседки, скамейки, декоративные мостики. Все дорожки и тротуары будут замощены цветной плиткой, установлено освещение, разбиты цветники и газоны. Улицу Металлистов предлагается сделать пешеходной. Все здания – памятники архитектуры – восстановить, отреставрировать и перепрофилировать в кафе, небольшие магазинчики, сувенирные лавки и т. п. Предусматриваются мини-гостиницы в строениях, расположенных внутри исторических кварталов, примыкающих к торгово-пешеходной улице. Через дворы она будет в нескольких местах связана с набережной канала. На том берегу, где находится ТОЗ, есть интересные в архитектурном плане дома, и если придать им первоначальный вид, они украсят набережную. По периметру можно установить кованый забор, и таким образом восстановится исторический центр Тулы.
Полтора года назад, когда в нашей газете мы рассказывали об этом, картинка представлялась радужной и, что греха таить, весьма утопической. Где же взять средства и силы для ликвидации всей той растительности, что буйно захватила берега «водной артерии» города? Но вот минувшим летом вблизи Зареченского моста началось оживление – «рубка леса», плавучие агрегаты, вытаскивающие из реки «нечто», бульдозеры, люди в оранжевых жилетах… Заработал проект?
– Это всего лишь первые шаги, – констатирует Виктор Васильевич. – Для воплощения замыслов такого масштаба понадобятся немалые средства. Но, чтобы он заработал в полную силу, нужны административные решения представителей власти. Проект надо продвигать, а не любоваться им в кабинетах и на выставках. А это значит, срочно сдавать в аренду или продавать через аукционы все те участки и здания, которые находятся в исторической зоне представленного проекта. Предприниматели будут строить то, что востребовано рынком – гостиницы, рестораны, кафе, – в едином стиле согласно плану застройки города. Если это зона рекреации, значит, там должны быть только объекты для отдыха горожан. Мы давали предложения о восстановлении колокольни Тульского кремля, она, кстати, изображена в проекте. Колокольня – это доминанта, которая визуально объединяла все социальные и пространственные городские структуры, сообщества людей. И вот сегодня ее начинают восстанавливать. Когда она появится, Тула визуально преобразится, и тогда мы, может быть, все объединимся во благо развития города. А в кремле, который сегодня представляет не очень активную зону, можно разместить какие-то административные службы, нагрузить его презентационными функциями, как это делается в других городах. Очень приятно осознавать, что городская и областная власти обратили внимание на реку. Тула, пожалуй, единственный город в России, который не имеет пешеходной набережной. Кстати, нами был сделан и проект Музея оружия (творческий коллектив: главный архитектор Павел Шатохин, архитекторы Любовь Бедрина и Виктор Жежома. – З.К.), который включал предложения по благоустройству и выходу на набережную. Радостно видеть, что все это нашло применение и в недавних конкурсных проектах по благоустройству берегов. А занявшие первое место авторы уделили внимание и транспортной проблеме, предложив создать водную городскую магистраль – такси-лодочки по Упе от железнодорожного вокзала до Криволучья и обратно. Необычный, интересный и, главное, реальный вид транспорта. Все это надо городским властям воплощать и созидать, чтобы сделать Тулу местом красивым и удобным для проживания.
Но архитекторов мастерской «Линия» занимает не только проблема обновления исторического ядра города. Выигран тендер на ведение работ по застройке микрорайона «Красные Ворота» в Туле, муниципальный контракт по застройке жилого микрорайона, расположенного в районе завода РТИ. Территория последнего (около 60 гектаров) ограничена проспектом Ленина, улицей Рязанской и железной дорогой вдоль реки Воронки. Помимо жилых домов запланировано строительство большого спортивного комплекса с ледовым дворцом и аквапарком, гипермаркета «Линия» в районе Калужского шоссе. Намечается строительство торгового комплекса, крытого рынка и гостиницы около Южного рынка, активно ведется застройка еще двух участков крупными торговыми центрами. Основная задача проекта – решение транспортной проблемы с учетом выхода с улицы Оружейной на Рязанскую.
Специалисты фирмы работают и в других регионах. Так, в Чеховском районе Московской области по их разработкам ведется строительство крупного комплекса для отдыха детей, включающего гостиницу, в Архангельске – торгового центра, в Тамбове – торгово-развлекательного комплекса… А в Туле, на Красноармейском проспекте, строится арт-галерея (на снимке). В послужном списке «Линии» – созданные и успешно заявившие о себе в родном городе торговые центры «Парадиз», «Утюг», «РИО», «Пенаты», Музей оружия, развлекательный центр «Наутилус», мебельный салон «Атлант», жилые дома по улице Михеева и таунхаусы в областном центре, храм в поселке Лихвинка…
Напомним, что мастерская, созданная в 1998 году группой архитекторов и инженеров под руководством Виктора Жежома и его заместителя Владимира Федькина, довольно быстро вышла на федеральный уровень, одержав победу в конкурсе на участие в проектировании объектов таких гигантов, как «ТНК», «Татнефть», «Сибнефть», «ЛУКОЙЛ». Полученные допуски к проектным работам по России подтверждают высокую квалификацию специалистов. Сегодня «Линия» – это полноценное проектное предприятие, способное выполнить задачи любой сложности, для которого основными критериями служат качество, удобство и функциональность.
Подует ли свежий ветер в историческую зону?
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12013-05-17 19:29:20
Страница: 1