В Белеве на ОАО «Трансмаш» открылось новое гальваническое производство. По степени автоматизации, технологической мощности и вместе с тем экологической безопасности оно по праву может считаться уникальным в Центральном федеральном округе.
На тысячах «квадратов»
Как известно, белевский машиностроительный завод – партнер московского ОАО «МТЗ «Трансмаш». Запуск гальванического цеха прошел в соответствии с программой перспективного развития объединенного производства тормозного оборудования. Она была разработана совместно этими двумя предприятиями и рассчитана до 2015 года. Документ предполагает перенос практически всего производства тормозного оборудования для Российской железной дороги из столицы в Белев. В Москве останется только конструкторско-маркетинговый центр.
На строительство помещения площадью почти четыре тысячи квадратных метров ушло два года работы и около 600 миллионов рублей инвестора. Им стало ОАО «МТЗ «Трансмаш». Директор по финансам ОАО «Трансмаш» Сергей Кренев разъяснил, что на возведение цеха и закупку оборудования ушло 460 миллионов рублей, еще сотня миллионов была затрачена на ремонт котельной и строительство очистных сооружений и ливневых стоков.
Сейчас на производственных площадях смонтированы шесть автоматизированных линий мощностью 72 тысячи квадратных метров покрытия в год. Гальванический цех рассчитан на применение различных технологий. Это оцинкование деталей в барабанах и на подвесках, оксидирование, никелирование, омеднение, фосфатирование и хромирование. Новые линии закуплены в ОАО «Тамбовгальванотехника» (ТАГАТ). Специалисты этого объединения сами и монтировали сложное современное оборудование. На данном этапе отработана технология цинкования.
– Пока мы будем использовать ее исключительно на собственные нужды, – рассказывает начальник конструк­торско-техно­логи­ческой службы Татьяна Гладченко. – Предприятие выпускает порядка 1000 наименований деталей для железной дороги. Сюда входят и сборочные единицы, и изделия, которые мы по кооперации отправляем на московский завод «Трансмаш». Из них около четырех сотен позиций подлежат гальвано­обработке.
Сейчас выпущено много деталей, требующих оцинкования. Поэтому этот химический процесс запущен первым.
Вторым этапом предполагается подключить оксидирование алюминиевых деталей, также изготавливаемых на нашем предприятии.

По замкнутому циклу
Гальваника никогда не относилась к «чистым» процессам. И на некоторых тульских интернет-порталах уже появилась информация о том, что москвичи просто «сливают» все вредные производства в провинцию. На самом деле это не так. Перенести гальваническую обработку деталей в Белев вынудили технологические причины. Нужно было весь производственный цикл сосредоточить в одном месте. Но при этом еще на стадии разработки документации цеха белевское предприятие предусмотрело максимальную защиту окружающей среды.
– Сейчас за любым видом бизнеса – очень строгий контроль со стороны государства, – подчеркнул на открытии генеральный директор ОАО «Трансмаш» Сергей Плюханов. – И наш проект прошел все стадии проверки и согласования. С ним работали службы Ростехнадзора и Рос­потребнадзора по Тульской области. Объект капитального строительства получил положительное заключение в Управлении государственной экспертизы по строительству в Тульской области. Одним словом, документация соответствует всем требованиям сегодняшнего дня в свете обеспечения экологической безопасности…
Цех будет работать по замкнутому циклу: техническую воду для промывки деталей предполагается использовать многократно. Предусмотрены очистные сооружения со станцией нейтрализации отходов. Именно здесь станут оседать все унесенные сточными водами вредные вещества.
По мере накопления твердые осадки будут упаковывать в специальные емкости и утилизировать на полигонах, имеющих лицензию. А загрязненность того минимума жидких сбросов, которые все же попадут в заводской коллектор, не превысит предельно допустимых норм.
Возглавляет цех Александр Пухляков – специалист, прибывший из Брянска год назад. В день открытия производства он проводил экскурсию по новому объекту и объяснял все аспекты дела многочисленной делегации. Здесь были представители московского завода и областной власти. Председатель регионального правительства Юрий Андрианов поинтересовался у Александра Александровича, купался ли он в Жабынском источнике. И получив утвердительный ответ, констатировал: «Ну, теперь вы наш человек».
Дока в гальванике, Пухляков приехал на «Трансмаш», когда только закладывался фундамент будущего цеха, принимал участие в каждой ступени его становления. И сейчас ответственно заявил, что конфликта с природой быть не должно. То, что потребляется, снова перерабатывается и пускается в оборот по замкнутому циклу.
Техника безопасности –
в приоритете
В цехе не только максимально обезопасили сам технологический процесс, но и создали максимально комфортные условия для рабочих. Кстати, здесь трудятся пока всего 17 человек. Но при увеличении загрузки производства и переходе на двухсменный график работы численность может возрасти.
На первом этаже здания располагается само производство. На следующем – офисы инженерно-технических сотрудников и единый диспетчерский пульт управления цехом. Все сведения по электрохимическим процессам стекаются в общую базу данных. Сюда же попадет и информация о выходе из строя каких-либо объектов (если такое вдруг произойдет). Все данные мгновенно отразятся на мониторе компьютера. И диспетчер сразу же примет необходимые меры.
Как объяснил директор по технике и развитию ОАО «Трансмаш» Николай Селин, в исключительных случаях – в предаварийных ситуациях – подается специальный звуковой сигнал. При пожаре предусмотрено автоматическое отключение приточной вентиляции и остановка работы производства.
Этажом выше – мужские и женские раздевалки, специальные помещения для складирования грязной одежды, душевые и комнаты отдыха. На здоровье людей здесь не экономят.

Ноша,
но с перспективой
– Гальваника – энергоемкое и дорогостоящее производство, – выступая на открытии цеха, подчеркнул Андрианов. – Надо стараться загрузить его на полную мощность. А на первых порах – хотя бы процентов на 70. Нужно привлекать дополнительные заказы и из соседних регионов. Ведь Белев расположен на границе трех областей. В качестве потенциального потребителя ваших услуг можно рассматривать, например, предприятия калужского машиностроительного кластера. Судя по размерам гальванических ванн, здесь вполне могли бы проходить химическую обработку детали автомобилей…
Генеральный директор белевского «Трансмаша» Сергей Плюханов признался, что пока гальваника для предприятия – нелегкая ноша. Изделиями для производства тормозов цех будет загружен только на 25–30 процентов, остальные заказы нужно привлекать со стороны. Машиностроение в стране еще с 90-х годов прошлого века никак не поднимется в полный рост. А нет механообработки – простаивает и гальваника.
– Но мы надеемся, что у нашей «ноши» – большой потенциал, – заключил Сергей Иванович. – Ведь гальваники как выделенного производства, по большому счету, не осталось ни в тульском регионе, ни в соседней Орловской области. Так что милости просим всех желающих сотрудничать с нами…