В последние годы доля легкой промышленности не превышает полутора процентов от общего объема производства в нашем регионе. Для старейшей отрасли это, безусловно, низкий показатель. Однако участники совещания, проходившего в ЗАО «Донская обувь», говорили не о причинах упадка, а о перспективах предприятий и поддержке, которую им могло бы оказать областное правительство.

– Легкая промышленность выполняет важную социальную функцию: сегодня в ней заняты более восьми тысяч жителей региона, – отметил, открывая заседание, глава областного минэкономразвития Денис Тихонов. – Есть в этой отрасли и возможности для развития малого бизнеса как в сфере производства, так и сфере услуг. Однако проблем хватает. Мы разработали концепцию стратегии развития легкой промышленности до 2030 года и хотели бы услышать замечания и предложения практиков.
Представленный руководителям предприятий документ предполагает два сценария развития отрасли – инерционный и инновационный. Предпочтительнее, разумеется, второй: он предусматривает реализацию инвестиционных проектов, создание кластера легкой промышленности и внедрение передовых технологий.
Кластерный подход был избран неспроста. По мнению экспертов областного министерства экономики, в отрасли слабо развита кооперация. По сути, каждое предприятие выживает само по себе. Такая разобщенность вкупе с неразвитой инфраструктурой дает отрицательный эффект: местным производствам непросто составить конкуренцию импортной продукции, равно как и бороться за свои права в условиях роста теневого товарооборота.
– Предприятия четырех базовых отраслей легкой промышленности размещаются на территории региона достаточно равномерно, – подчеркнул директор департамента промышленной политики и топливно-энергетического комплекса Дмитрий Ломовцев. – Поэтому в рамках развития тульской агломерации, которая объединит такие центры, как Венев, Тула, Новомосковск, Щекино и Донской, легкая промышленность может стать одним из локомотивов. Скоординированные действия руководителей производств позволят достичь оптимального экономического роста.
Составители концепции ориентируются прежде всего на предприятия, связанные технологически и поставляющие продукцию на единый рынок. Так, кластер может включать производство пряжи из синтетических волокон – ЗАО «Суворовская нить» – и изготовителей трикотажных изделий – трикотажная фирма «Заря», ОАО «Тульский трикотаж», ООО «Технология», которые способны в том числе расширить поставки вещевого имущества для силовых структур и участвовать в исполнении муниципальных заказов. Прямое сотрудничество поможет значительно снизить издержки всех участников.
Другая возможная платформа интеграции предприятий – производство детской одежды. Сегодня этот рынок более чем на 80 процентов заполнен товарами из Турции, Китая и Юго-Восточной Азии. Зачастую их качество оставляет желать лучшего. Тульские фабрики имеют линии по пошиву разной одежды – от школьной до повседневной. Мощности предприятий позволяют выполнять заказы образовательных учреждений региона, но таковых пока немного.
– Мы можем в качестве поддержки субсидировать предприятия напрямую, но это вряд ли будет эффективно. А можем исходя из расчета налога на прибыль субсидировать родителей для закупки школьной формы. Таким образом, предприятия получат заказы, дети – одежду, регион – доход, – пояснил предлагаемый принцип взаимоотношений государства и бизнеса Денис Тихонов.
Промышленники идею восприняли положительно, ведь проблема сбыта продукции, по их словам, остается самой больной.
– Население России – порядка 140 миллионов человек. При этом объем обувного рынка с учетом собственного производства, контрафакта, легального и нелегального импорта составляет 190 миллионов пар в год, – привел пример генеральный директор фабрики «Парижская коммуна» Александр Никитин. – На «Донской обуви» после модернизации оборудования мы могли бы увеличить выпуск продукции, но в таких условиях вряд ли стоит рисковать.
Вдобавок, по словам Никитина, ощутимо снизилась доля государственного заказа – с традиционных 20 до 0,8 процента в 2012 году. При этом конкурировать с тем же Китаем в сфере госзакупок крайне сложно: себестоимость российского товара заметно выше в силу объективных обстоятельств.
– У нас практически отсутствует производство комплектующих, – констатировал руководитель фабрики. – Пряжки или «молнии» мы вынуждены закупать в Италии и Турции.
– Кластер будет страховать вас от рисков, а нам даст возможность продвигать собственные товары и бренды, – заметил Денис Тихонов. – Мы уже сейчас ведем работу с торговыми сетями. Зачастую они просто не знают, что у нас в регионе есть хорошая продукция. Думаю, стоит организовать встречу производителей и сетевиков, чтобы наладить диалог.